Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год (реализующего ФОП НОО) I. Общие положения Учебный план начального общего образования (далее НОО) ОАНО «Ватан» -локальный акт, устанавливающих перечень учебных предметов, объём учебного времени, отводимого на их изучение, на уровне начального общего образования и программно-учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы начального общего образования ОАНО «Ватан». Учебный план ФОП НОО ОАНО «Ватан» определяет максимальный объём учебной нагрузки на одного учащегося. Учебная нагрузка не превышает объёма максимально допустимой нагрузки, установленной Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков». Учебный план НОО ОАНО «Ватан» даёт возможность участникам образовательных отношений определиться в своей образовательной стратегии, осуществляет основные направления в образовательной подготовке учащихся согласно ФООП начального общего образования. Реализация данного учебного плана предоставляет возможность освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования всеми учащимися начальной школы, позволяет достигнуть целей основной образовательной программы начального общего образования, удовлетворить социальный запрос родителей (законных представителей), образовательные запросы и познавательные интересы учащихся. Учебный план НОО призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Учебный план ОАНО «Ватан» начального общего образования составлен в соответствии с ФОП НОО и направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального образования; духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального образования, становление их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; сохранения и развития культурного разнообразия, овладение духовными ценностями многонационального народа Российской Федерации; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций; условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся. Нормативно-правовой базой для разработки учебного плана лицея, являются следующие документы: Конституция Российской Федерации (ст.43); Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ; ст.12 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №992 от 16.11.2022 г. «Об утверждении и введении в действие ФОП НОО». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. регистрационный № 15785) с изменениями от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 40154); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2003г. № 13-51120/13«Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Министерства просвещения РФ от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г №345». Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 года № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования». Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3). Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 6 декабря 2017 года № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации». Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ». Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»; 3 августа 2018 года принят Федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ), в соответствии с которым статья 11 дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка». В часть 4 статьи 14 внесено следующее дополнение «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФОП НОО и федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами». Часть 6 статьи 14 дополнена предложением следующего содержания: «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования» (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ). Приказы Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального, основного и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение самостоятельных предметных областей «Русский язык и литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования), «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература» (уровень основного и среднего общего образования)с целью реализации в полном объёме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации. Устав ОАНО «Ватан» II. Структура и особенности учебного плана начального общего образования Учебный план 1 – 4-х классов: обеспечивает реализацию требований ФОП НОО и ФГОС НОО; определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся; определяет состав и структуру обязательных предметных областей. Учебный план 1– 4-х классов состоит из обязательной части, которая определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение образовательной программы НОО. Обязательная часть учебного плана ОАНО «Ватан» для 1-4 классов представлена предметными областями «Филология», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». Учащиеся 1-4-х классов занимаются по пятидневной учебной неделе. В 1 классе в соответствии с СанПиН 2.4.2.2810 организован ступенчатый режим обучения: сентябрь-октябрь – 3 урока по 35 минут; ноябрь-декабрь – 4 урока по 35 минут; январь-май – 4 урока по 40 минут; -предусмотрена динамическая пауза в течение всего учебного года. Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1-х классах- 21 час, в 2 – 4-х классах - 23 часа, что соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10. В соответствии с образовательной программой начального общего образования обязательная часть учебного плана для 1-4 классов представлена такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, а в 4 классе - предметом основы религиозных культур и светской этики. Изучение информатики организуется в структуре других учебных предметов. Так, в рамках предмета «Технология» выделяется содержательная линия «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)», где обучающиеся знакомятсяс компьютером, безопасным его использованием для поиска информации и для решения с его помощью доступных для них задач. Кроме того, достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий осуществляется в рамках других образовательных областей, изучаемых в начальной школе, при этом количество часов на изучение отдельных тем определяется в соответствии с программой УМК «Школа России», возможно также в рамках других образовательных областей, изучаемых в начальной школе. Иностранный язык ведется со 2-го класса учителями-предметниками. Базисный учебный план начального общего образования для 1-го классов представлен УМК «Школа России». В 4-х классах введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Общеобразовательная автономная некоммерческая организация "Ватан". Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. План внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности В соответствии с требованиями ФОП НОО; Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательное учреждение ОАНО «Ватан» предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спортаи других организаций. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. Уровень начального общего образования. Учебный план начальных классов ОАНО «Ватан» на 2023/2024 учебный год Учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) на 2023-2024 учебный год Количество часов Учебные в неделю Предметные области предметы Классы I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке 3 1 3 1 3 1 3 0,5 12 3,5 1 1 1 0,5 3,5 Иностранный язык Английский язык – 2 2 2 6 Математика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание («окружающий мир») Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 Искусство Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 21 23 23 23 90 0 0 0 0 0 21 21 7 23 23 8 23 23 8 23 23 9 90 90 32 33 34 34 34 135 66 68 68 68 270 66 33 - 68 34 - 68 34 - 68 34 34 270 135 34 33 34 34 34 135 - 34 34 34 102 231 272 272 306 1083 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого: Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Духовно-нравственное развитие «Разговоры о важном» Занятия, связанные с реализацией «Путешествие в особых интеллектуальных и Инглиш» социокультурных потребностей «Этика» обучающихся «Прекрасный арабский» «Родной язык» Коммуникативная деятельность «Функциональная грамотность» Проектно-исследовательская Я-исследователь деятельность (Наураша) ВСЕГО часов за год: Предметные области Учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) на 2023-2024 учебный год Количество часов Учебные в неделю предметы Классы I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык 20 30 30 30 110 Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке 12 4 18 6 18 6 18 6 76 22 4 6 6 6 22 Иностранный язык Английский язык – 18 18 18 54 Математика Математика 16 24 24 24 88 Обществознание и естествознание («окружающий мир») Окружающий мир 8 12 12 12 44 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 6 6 Искусство Изобразительное искусство Музыка 4 6 6 6 22 4 6 6 6 22 Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Технология Технология 4 6 6 6 22 Физическая культура Физическая культура 8 12 12 12 44 84 144 144 150 532 0 82 0 144 0 144 0 150 0 534 4 6 6 6 22 4 6 6 6 44 4 4 - 6 6 - 6 6 - 6 6 6 44 22 6 - 6 6 6 18 4 6 6 6 22 20 42 42 48 126 33 34 34 34 135 660 1428 1428 1666 5182 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого: Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Духовно-нравственное развитие «Разговоры о важном» Интеллектуальная деятельность «Путешествие в Занятия, связанные с реализацией Инглиш» особых интеллектуальных и «Этика» социокультурных потребностей «Прекрасный арабский» обучающихся «Родной язык» Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Итого: Учебные недели: Всего «Я-исследователь» (Наураша) «Функциональная грамотность» Часть учебного плана (аудиторная нагрузка), формируемая участниками образовательных отношений в 1 – 4-х классах, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует, т.к. обучение проводится по 5-тидневной рабочей неделе. Внеурочная деятельность представлена в виде плана внеурочной деятельности. Для реализации обязательной части учебного плана в 1 – 4-х классах определены учебнометодические комплекты, включающие в себя учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных организациях в 2023-2024 учебном году: 1-4 классы – «Школа России» В учебном плане начального общего образования на 2023–2024 учебный год в необходимом объёме сохранено содержание учебных предметов, являющихся обязательными, обеспечивающими базовый уровень и гарантирующими сохранение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации. Содержание учебного плана соответствует ФОП НОО и федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». Изучение русского языка направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Изучение иностранного языка даёт возможность приобретения начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, формирует представление о стране изучаемого языка, развивает общеязыковую, коммуникативную компетентность. Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена предметами «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» Изучение родного языка направлено на воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение на родном языке направлено на понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. С учетом того, что занятия в начальной школе «Ватан» организованы в режиме пятидневной учебной недели, минимально необходимое количество часов на изучение предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском языке» составляет 1-3 кл. 2 часа в неделю на уровне образования 4 кл.1 час + 1 за счет внеурочной деятельности. Предметная область «Иностранный язык» Изучение иностранного языка даёт возможность приобретения начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, формирует представление о стране изучаемого языка, развивает общеязыковую, коммуникативную компетентность. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика», который направлен на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена интегрированным предметом «Окружающих мир». Изучение данного интегрированного курса направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребёнка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноцелостного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка», «Изобразительное искусство» и направлена на развитие способности к эмоционально целостному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология», формирующим практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4-х классах представлена учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», направленным на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, на воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура», направленным на решение задач укрепления здоровья, содействие гармоничного физического, нравственного и социального развития, успешное обучение, формирующим установку на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни и повышения интереса к занятиям физической культурой. Часы, отведённые в 1-4-х классах на преподавание учебного предмета «Физическая культура» (2 часа в неделю) Для проведения занятий по иностранному языку классы делятся на группы (в соответствии с пожеланиями учащихся и их родителей (законных представителей). В соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в «Ватан» основными формами промежуточной аттестации являются комплексные контрольные работы, контрольные работы по русскому языку и математике. В ходе освоения образовательной программы школы при реализации учебного плана начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; формируются универсальные учебные действия; развивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми; развивается социальная и учебно-познавательная мотивация, самооценка, на основе критериев успешности учебной деятельности. Содержание начального общего образования формируется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие окружающего мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету. Учебный план для классов начального общего образования ориентирован на 4-хлетний нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования и соответствует ФОП НОО.